А ведь неизбежно, что именно наши сегодняшние дети возьмут на себя ответственность за свои собственные семьи и за нас, за будущее нашего народа и нашей Родины. Наша обязанность и долг – сделать все, чтобы сегодняшние дети оказались достойными преемниками. Которые не разбазарят, а приумножат тысячелетнее наследие предков.
Время возвращаться к Добру
Нынешние времена сделали эту задачу чрезвычайно трудной. Последнее двадцатилетие принесло не только демократию, но и нравственную деградацию общества. После крушения коммунизма в России вместо восстановления национальных традиций воцарился культ потребления, вседозволенности, достижения материального успеха любыми средствами.
Вместо добрых примеров, взрослые и, что самое ужасное, дети были захлестнуты валом жестокости, цинизма, эгоизма, пошлости, бесконечно льющимся с телеэкранов, на журнальных страницах и в интернете. Все это воспроизводится в реальной жизни, в семье и на улице.
Бывшие оплотом воспитания семья и школа сдали позиции под этим напором. Родители зачастую не только не хотят, но и не имеют времени заниматься ребенком – они либо полностью отдались зарабатыванию капиталов, либо день и ночь заняты поиском средств для элементарного физического выживания семьи.
Школа сначала потеряла учителя как уважаемого члена общества, когда государство обрекло его на нищенское существование. Заставив брать две-три ставки или бегать по частным урокам. Сейчас, когда в результате безумной «реформы» образования школа низведена до уровня рядового поставщика услуг, воспитание окончательно из нее выдавливается.
На этом фоне островками надежды светятся только общественные инициативы. Неравнодушные люди, для которых общество, нравственность, Родина не пустые слова, берут на себя ответственность за будущее. И учат этой ответственности детей. Своими силами останавливают провальный откат общественного маятника и толкают его вверх, к свету Добра.
Незабываемые 21 день лагеря
Военно-патриотический летний лагерь «Наследие» — небольшой, но уютный. Сосновый бор вокруг, рядом лесное озеро и залив. Две смены в этом лагере стали незабываемыми для 120 детей и подростков из Калининграда и области в 2011 году и для 60 детей и подростков в 2012.
Слово «незабываемый» вовсе не расхожий эпитет. Это абсолютно точно. О 21 дне, проведенных здесь, дети будут помнить очень долго. Возможно, некоторые – всю жизнь. Потому что «Наследие» станет для них самым настоящим открытием Жизни Человека. Именно так: с большой буквы.
Конечно, помнить будут о занятиях с настоящим оружием. Об уроках реального рукопашного боя и верховой езды. О раньше незнакомых ребятах, с которыми они стали настоящими друзьями. О мудрых беседах у костра. Но прежде всего, они будут помнить своих воспитателей и командиров. Взрослых людей, которым всегда можно верить. Которые на самом деле живут так, как говорят. У которых есть идеалы Добра, за которые они готовы стоять несмотря ни на что. И на которых хочется быть похожим.
Подобное тянется к подобному. Наверное, именно эта неизбежность свела вместе организаторов лагеря «Наследие». Дмитрий Иванович Чумаков, заместитель председателя региональной Ассоциации русских боевых искусств; отец Вадим, ключарь калининградского Кафедрального Собора Христа Спасителя; Владимир Николаевич Кратюк председатель Регионального отделения ДОСААФ России по Калининградской области; каждый из них самостоятельно пришел к мысли о том, что нужно дать детям возможность попасть летом в совершенно особенное место. Не в обычный лагерь отдыха, где нет ничего кроме еды и типового набора достаточно тупых развлечений, а в атмосферу всестороннего развития: духовного, интеллектуального, физического.
От идеи до ее воплощения прошло совсем немного времени. И летом 2011 года военно-патриотический лагерь «Наследие» принял первую смену мальчишек и девчонок. А затем в 2012 году и второй сезон.
Триединство духа, мысли и тела
Духовная составляющая основана на русском Православии. Дети изучают историю православия и жития великих святых, прославивших себя как христианскими, так и воинскими подвигами во имя Родины. Участвуют в беседах, в которых ищут понимания высоких и сложных духовно-нравственных понятий, а также необходимости следования им в жизни.
Интеллектуально развивают ребят лекции по истории России, просмотр документальных и художественных фильмов на военно-патриотическую тематику с последующим обсуждением, интеллектуальные игры вроде «Что? Где? Когда».
Очень важно, что это на самом деле триединство: все направления работы в лагере «Наследие» поддерживают и дополняют друг друга, работая на воспитание лучших черт характера каждого ребенка. Например, занятия русским рукопашным боем не только учат самозащите, но и любви к Родине, к традициям предков.
Наверное, читая эти серьезные слова родители и дети могут создать в воображении образ армейского отряда с палочной дисциплиной, в котором есть место только посещающим православный храм. Это совершенно неверно!
Чтобы убедиться в этом, достаточно увидеть радостных, веселых детей, с азартом и желанием живущих и работающих по принятым в лагере «Наследие» нормам. Еще больше говорит о том, что думают сами ребята о своей жизни в лагере, их массовое желание остаться на следующую смену, приехать сюда еще и еще раз.
Да, в «Наследии» заведомо жесткая дисциплина. Но она осознанная, ее требованиям дети подчиняются не потому, что взрослые стоят с «розгами» над душой, а потому, что это правильно. А понимание этой правильности – заслуга педагогов и воспитателей.
Одно из обязательных условий – дети не пользуются мобильными телефонами, а родители приезжают только на открытие и закрытие смены. И это не прихоть «жестоких» организаторов. Такое условие уравнивает детей в социальном плане и исключает возможность искать «защиту» от ответственности на стороне, у мамы с папой. Что играет большую положительную роль.
Несмотря на то, что в организации в полной мере участвует Русская православная церковь, «Наследие» — это не религиозный детский лагерь. Да, православные священники напутствуют и благословляют детей на добрые дела, проводят беседы о вере. Ребята учат и читают хором молитвы. Однако никакого принуждения!
Среди участников лагеря были дети из мусульманских семей, семей атеистов. Они могут просто присутствовать. Но надо отметить, что нужна значительная внутренняя работа и для того, чтобы просто стоять вместе со всеми, не участвуя в общем деле. Не демонстрировать «Я здесь главный!» выражением несогласия, а прислушаться к голосу другого. И пусть не содействовать ему, но хотя бы не мешать.
Полученный опыт подтверждает, что это не вызывает проблем в детском коллективе. Если в первой смене большинство детей составляли учащиеся калининградской Православной гимназии, для которых молитвы – обычное дело, то во второй смене основная масса была из семей, никакого отношения к церкви не имеющих, а также из обычных детских домов. Тем не менее, никакой разницы в этой части воспитательного процесса не было.
Ребята из «Наследия» получают весьма интенсивную и большую духовную, интеллектуальную и физическую нагрузку. И, как показывает практика, они успешно справляются с ней. Первые четыре дня идет адаптационный период, когда они в полной мере понимают, что и как будет в течение следующих двух недель. И любой из ребят может за эти дни решить, что дальше жить в лагере он не может или не хочет. На пятый день в торжественной обстановке происходит своеобразная присяга. И тот, кто ее не принимает, может уехать домой с родителями.
Так вот: желающие уехать появлялись. Однако в итоге лагерь не покинул никто!
Лагерь «Наследие» очевидно выделяется своеобразием. Но как детское учреждение, организован в соответствии со всеми жесткими государственными стандартами. Питание, размещение, режим занятий и отдыха – все по правилам. Детям обеспечивается максимальная безопасность, они находятся под постоянным надзором и медицинским контролем.
Самое же важное для самого для ребенка – в «Наследии» все серьезно, по-настоящему. Настоящая армейская полоса препятствий, настоящие занятия рукопашным боем с настоящими инструкторами спецназа, обучение подлинным боевым навыкам, настоящие лошади, реальное оружие. Конечно, это игра. Но игра, близкая к жизни. И это лучшее, что можно придумать.
Есть и другие игры. Так, священник отец Александр Пермяков привез в лагерь новую игру-стратегию по типу «Цивилизации». Несколько князей «развивают» свои государства: там и крестьяне, и ремесленники, и Церковь, и воины. Начав играть, ребята-«князья» непременно быстро собирают большие армии и устраивают войну, в которой их «цивилизация» гибнет.
И тогда отец Александр дает новые вводные: князья должны обладать добродетелями, быть примером для других. И дети сами видят, как это условие меняет к лучшему создаваемый мир. Через игру им доказывают, насколько неправильно считать себя непогрешимым, и поступать как заблагорассудится. Чем выше твое положение, тем больше ответственность за других людей. Чем больше дано, тем больше спрос.
Человек начинает работать над собой, когда видит свои недостатки и хочет от них избавиться. Наставники в лагере «Наследие» делают так, что дети начинают видеть свои недостатки – физические, нравственные, духовные. И направляют их к желанию с недостатками бороться, обеспечивают им такую возможность и одобрение окружающих.
Планы: зона Добра расширяется во времени и пространстве
О следующем сезоне в военно-патриотическом лагере «Наследие» его организаторы начали думать сразу после закрытия прошлым летом. Готовят новые планы и ждут встречи как с новыми подопечными, так и теми, кто уже проходил у них уроки Добра.
Ведь определенное количество воспитанников будут обязательно направлены в «Наследие». Но это не формальный отбор – «хороших» взять, «плохих» не принимать. Дети должны заранее все знать о «Наследии» и его принципах, и сами решить для себя, хотят ли они поехать именно в этот лагерь.
Лагерь «Наследие», несмотря на свою молодость, уже стал основой для развития еще более широкой деятельности его организаторов. В сотрудничестве с РОСТО создается клуб. В него смогут записаться и дети, и взрослые, которые разделяют идеи и установки, проводимые в жизнь в детском военно-патриотическом лагере.